Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОД ЭТИМ КРЕСТОМ ПОКОИТСЯ ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН АМФИТЕАТРОВ

 

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ ВАЛЕНТИНА АМФИТЕАТРОВА

 

1/14 сентября

день рождения


25 апреля / 7 мая

день Ангела


20 июля / 2 августа

день блаженной кончины

22 МАРТА 2011 ГОДА

председателем Комиссии по канонизации святых был назначен викарий Его Святейшества епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря.


Желаем епископу Троицкому Панкратию успешно прославить протоиерея Валентина Амфитеатрова.
Все вопросы по не канонизации святого должны поступать к новому председателю комиссии по канонизации.
Адрес подворья Валаамского монастыря в г. Москве: 125047, улица 2-я Тверская-Ямская, дом 52 (Проезд до станции метро "Белорусская" Церковь во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев тел. (499) 251-59-05

 

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Дело подготовки к прославлению святого многотрудное. Прошу ваших святых молитв.

Елена Бочарова

НАСТАВЛЕНИЕ игумена Никона (Воробьева)

"Народ в своем подавляющем большинстве, - скорбел батюшка, - совершенно не знает христианства и ищет не пути спасения, не вечной жизни, а тех, кто бы помог ему что-то "сделать", чтобы сразу избавиться от той или иной скорби".
Приходящим к нему с подобным настроением людям он говорил: "Не хочешь скорбей - не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит".

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Свидетельства о месте захоронения протоиерея Валентина Амфитеатрова

Свидетельство Ложкиной Татьяны Николаевны (Записано 30.10.2010г.)

Вблизи братских захоронений Ваганьковского кладбища (участок № 21) находятся два места захоронения моей семьи. В самом старинном захоронении, над которым возвышается ажурный крест из металла, покоятся мои дедушка и бабушка — Фалеевы Николай Степанович и Полина, его супруга.
Дедушка очень почитал протоиерея Валентина и передал эту любовь своим дочерям — моим тетушкам. Он служил в белой армии, в советское время работал главным бухгалтером ВЦСПС, так как надо было кормить семью.

К сожалению я не знаю, кто был захоронен в могиле дедушки до него так как люди боялись репрессий и о многом умалчивали. Несмотря на солидную занимаемую должность дедушка ходил в церковь, был верующим, в его доме были иконы и большой портрет отца Валентина, который переходит в нашей семье из поколения в поколение.

О батюшке я узнала от родной тети, дочери дедушки Николая, когда мне было лет 10-12 (60-е годы). Люди приходили помолиться к о. Валентину к одной из братских могил воинских захоронений, так как могилка его уже была разрушена Богоборческими властями.
Приходили туда и мои тетушки, они умерли и находятся в другом нашем семейном захоронении, которое так же находится вблизи братских могил и около дедушки Николая.

На месте, где сейчас установлен небольшой каменный крест было пустое место, к которому верующие не подходили для молитвы отцу Валентину.  Мы это знаем, потому что наши родственные захоронения рядом с этим небольшим крестом, поставленным недавно.

***

Дорогие братья и сестры!

Вблизи могилы протоиерея Валентина, а так же и в удалении от нее захоронены многие духовные чада и почитатели батюшки, которые его знали при жизни, а так же и их дети.
В 30-е годы советской властью целый участок захоронений был стерт с лица земли, теперь это воинский мемориал Ваганьковского кладбища. Живы люди, которые хотели бы придти на могилки предков, находящиеся здесь, но не могут и очень скорбят.
Вечная память этим усопшим.

Е. Бочарова






Свидетельство р. Б. Маргариты об явлении образа протоиерея Валентина

7 ноября сего года я встретила у братской могилки, почитаемой народом как место захоронения протоиерея Валентина старушку с добрыми глазами, кроткую русскую женщину. Она улыбнулась и вспомнила, как в молодости приходила к братским могилам помолиться о. Валентину со своей тетушкой Екатериной (Родилась в 1908г., скочалась в 1989г.)

Старушку звали Маргаритой (1938 г.р.), на Ваганьковском кладбище (в 1954 или 1955 г.г.) на 7-м участке была захоронена ее бабушка Наталья, дедушку звали Михаилом, их большая семья (человек 20) жила вместе в Калужской области, было большое хозяйство, работали все, включая детей (15 человек).
Советская власть отобрала хозяйство деда, а его репрессировали и расстреляли в 1937 году.
Тетушка Екатерины, одна из дочерей дедушки Николая, жила впоследствии в Москве, так как многие родственники перебрались жить в Москву. В этой семье все были крепкой веры в Бога.

Впервые Екатерина привела племянницу Маргариту к отцу Валентину когда ей было лет 20 (в 1957г.). Однажды они с тетей долго молились у прот. Валентина, переговаривались с верующими и вдруг Маргарита увидела на могильной плите появившийся образ о. Валентина. Она сообщила тете и тетя тоже увидела батюшку на плите как живого! В то время Маргарите было лет 20-23.
У этой могилки среди братских захоронений собирались верующие и те, кто знал при жизни о. Валентина и их дети. Собирались, но обычно ненадолго. Раньше было время, что следили друг за другом, просили не собираться, разойтись.
Рядом с плитой (плита была белого цвета) был холмик с землей. Верующие брали землю как святыню и в холмике образовывалось большое углубление. «В ту пору люди были почти как нищие, но очень верующими», вспоминала Маргарита.
У тети Кати была старинная фотография о. Валентина, она очень почитала батюшку.

Маргарита ушла, а я живо представила такую картину: участок братских захоронений Ваганьковского кладбища, небольшие плиты и холмики. Возле одной из плит стоят и молятся люди, время безбожного лихолетья...
В 30-е годы власти разрушили могилу о. Валентина но верующие ее сохранили и приходили сюда, несмотря ни на что. Конечно, невозможно было установить над этим местом ни креста, ни даже табличку "Здесь похоронен протоиерей Валентин", но из поколения в поколение люди, помнящие, где покоится их пастырь, передавали свое знание - "вот сюда надо приходить"

Рассказывают, что несколько раз менялся вид братских захоронений. Но вот заветное место, место погребения святого не менялось, люди знали, куда приходить к о. Валентину.

До 2004 года это был памятник, начинавшийся с фамилии «Левин И. И.» Теперь, после реконструкции братских захоронений к 60-летию Победы, перечень фамилий на этом памятнике начинается с «Арабидзе Г. И.» Этот памятник находится в центральном ряду захоронений, рядом с большим дубовым крестом протоиерею Валентину, разрешение на установку которого можно было получить только в 1997 году

Бочарова Е. В.






Свидетельство Юниной Любови Александровны (в девич. Илларионовой) записано 06-11-2010 г.

Наша семья была тесно связана с батюшкой Валентином Амфитеатровым. Мы являемся потомками его духовных чад.  Еще при жизни батюшки свекровь моей мамы Анна Николаевна умоляла батюшку Валентина что бы избавил ее маленького сыночка Серафима от горба. По молитвам батюшки Серафим был исцелен и прожил долгую жизнь, часто посещая его место захоронения среди братских могил Ваганьковского кладбища и  благодаря отца Валентина за его чудесное исцеление. (Подробное свидетельство об исцелении Серафима имеется в статье "Где же могила о. Валентина")
В семье Анны Николаевны и Семена Илларионовича Илларионовых было 12 детей, 6 мальчиков и 6 девочек.

Захоронение моего отца на 21 участке Ваганьковского кладбища произошло в 1958 г., моя мама умерла позже и была захоронена рядом. Наши родовые могилки находятся вблизи братских могил, я часто посещаю родителей и поэтому знаю, что там, где сейчас стоит небольшой каменный крест, оформленный как могила протоиерея Валентина, было пустое место, на которое ссыпали мусор, когда убирали братские могилы. Мы были недовольны, потому что приходилось это убирать. Страдали от мусора и другие соседние могилки, прилегающие к братским захоронениям.
Поклониться о. Валентину верующие приходили к одной из братских могил. В конце 50-х годов на братских захоронениях были холмики, а между братскими могилами и обычными была низенькая решеточка, через которую и сваливали мусор. Свалка прекратилась, когда видоизменили братские могилы.
Вернусь к тому, что верующие приходили к определенному месту - братской могиле. Сейчас на этом месте установлен большой дубовый крест протоиерея Валентина, а в конце 50-х годов креста не было, так как в 30-е годы могилку о. Валентина разрушили. Над местом захоронения батюшки стояла плита, на которой появлялся лик прот. Валентина и был широкий цветник, откуда люди брали земельку. Помню, мама мне клала чудотворную батюшкину земельку в карман платья. Люди уносили с собой горсточки земли и в насыпи над местом захоронения батюшки образовывались ямки.

К месту, где стоит теперь каменный крест прот. Валентину, люди для поклонения батюшке не подходили, он был установлен примерно в 1990 году на пустом месте, а слева от него была утраченная могилка, моя мама ее убирала, а крест над ней подновляла.

Поначалу установленный каменный крест стоял безымянным, потом стали появляться надписи "протоиерей Валентин Амфитеатров". Через некоторое время после установки креста неизвестные сорвали плиту с наших семейных захоронений. Впоследствии мы нашли плиту разбитой на части, а кто-то из верующих рассказал, что в то же время неизвестные ударили тяжелым по серому каменному кресту, якобы принадлежащему о. Валентину, с которого был сбит Лик Спасителя. Возможно, что для этого надругательства была использована наша плита, которую нам пришлось позже восстанавливать.

 






В пятницу, 19 ноября Господь сподобил меня познакомиться с рабой Божией Валентиной Владимировной (1936 г. р.)

Мама Валентины Владимировны 45 лет работала водителем в Московской Патриархии. Она скончалась в 2004 году и похоронена на Ваганьковском кладбище. Это Сафоничева Мария Владимировна (1914 г. р.)
Эта женщина возила митрополита Николая (Ярушевича), будущего патриарха — митрополита Пимена (Извекова), будущего митрополита Ювеналия (Пояркова), епископа Серафима, что погребен в ограде церкви (в Отрадном), владыку Макария (захоронен возле храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище).
Она перевозила иконостас в Троицкую Лавру из храма «Всех скорбящих радости», мощи святителя Алексия из Кремля в Богоявленский Елоховский собор, а так же и другие святыни.
Свою дочку Валентину она приводила в Московскую Патриархию. Девочка гуляла в саду патриархии и ее благословлял патриарх Алексий 1 (Симанский)

Я спросила Валентину Владимировну, знала ли ее мама о захоронении на Ваганьковском кладбище протоиерея Валентина Амфитеатрова. «Конечно» - радостно ответила Валентина Владимировна - «Тогда люди ходили молиться батюшке Валентину к одной из Братских могил.  На этой могиле сидели голуби».

Мы попрощались с Валентиной Владимировной. А передо мной как будто распахнулась книга прошлых времен, когда церковь была гонима, но тепло веры сохранялось в сердцах многих людей.
И я смогла немного погреться этим теплом.

Елена Бочарова

 



 


27 ноября я познакомилась на Братских могилах с р. Б. Сергием, об отце Валентине он услышал от верующих в Санкт-Петербурге, посещая святую блаженную Ксению Петербуржскую.
В 80-х годах он зашел в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Там служил настоятелем протоиерей Валентин Парамонов. Сергей спросил у отца настоятеля, как найти могилу протоиерея Валентина . Отец Валентин Парамонов внимательно посмотрел на него и сказал, что бы Сергей шел на Братские могилы (участок  21 кладбища).
На Братских могилах Сергей увидел одну плиту с цветником, которая отличалась от других братских могил. Сюда приходили верующие помолиться отцу Валентину. Но в то время она была плохо ухожена, так как, видимо, некому было этим серьезно заниматься.

ПС Хочу напомнить, что  в этот день, 27 ноября 1937 года на полигоне в Бутово была расстреляна духовная дочь протоиерея Валентина Анна Ивановна Зерцалова. В этом году исполнилось 73 года со дняее мученической кончины.

Е. Бочарова






9 декабря 2010 года в Москве с утра шел сильный снег, но на могилку батюшки люди приходили.
Ко мне подошла женщина (1964 г. р.), р. Б. Иоанна. Об отце Валентине она узнала не так давно от подруги, которая работает в Сретенском монастыре. Приходит к батюшке примерно 1.5 — 2 года.

Иоанна молилась сначала у одного креста протоиерею Валентину, потом у другого и возникло недоумение — где же батюшка похоронен.
Однажды, когда она помолилась и собралась уходить (уже вышла из ограды Братского захоронения) ее остановила женщина преклонного возраста. Эта женщина подождала, пока Иоанна помолится, не безпокоила.
Женщина сказала: «Деточка, я хочу вам сказать, что батюшка похоронен среди Братских захоронений, где сейчас стоит большой дубовый крест. Когда была девочкой, моя мама меня привела на это место и сказала, что бы я запомнила, где похоронен батюшка».
Мама этой женщины вероятно помнила, где была могилка отца Валентина.
Еще женщина сказала, что когда она девочкой с мамой приходила помолиться отцу Валентину, были гонения на веру. Могилка батюшки была разрушена и потому необходимо было знать место, куда приходить.

Так из уст в уста, от родителей к детям, а теперь уже и нам передается память о месте захоронения Московского чудотворца протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова.
Теперь Иоанна молится батюшке у большого деревянного креста, не мучаясь сомнениями, где похоронен пастырь. А ведь так важно знать правду.

Иоанна жительница Самары, временно проживает в Москве. Она обещала прислать на сайт случай чудесной помощи ей протоиерея Валентина. Мы бы записали их сразу, но было холодно, шел мокрый снеги дул сильный ветер.

Е. Бочарова

 






21 ноября 2010 года

Очень мне хотелось вновь увидеть на могилке отца Валентина знакомую — тетю Нину ( 1937 г. р.). 21 ноября 2010 года мы увиделись. Она рассказывала, как с детства ходила к отцу Валентину на Братские могилы Ваганьковского кладбище. С рождения она жила на Декабрьской  улице, прилегающей к кладбищу.
Для детей это был парк, где цвела сирень, черемуха, вызревали ягоды, малина, которую ели. За кладбищем текла речка. И дети туда ходили купаться, а возвращались все в мазуте. Но дети есть дети. Часто уроки учили прямо на кладбище, так как дома было тесно. Нина заходила в ограду какой-нибудь могилы с учебниками и читала. Ничего не боялась. Ее дядя работал участковым Ваганьковского кладбища.

У Нины были друзья, которые жили в деревянных домиках прямо на кладбище, теперь на месте домиков устроили колумбарий. Дети учились в школе № 109 на улице 1905 года.
На могилку к отцу Валентину Нину привела ее мама (1910 года рождения) и сказала — «Вот сюда ходи». В то время каменных стелл на Братских могилах не было, были холмики. А там, где был погребен отец Валентин, люди постоянно брали землю для исцеления, от этого образовывались ямки. Их потом засыпали. Люди знали место захоронения отца Валентина, которое разрушили в 30-х годах власти.
В церковь на Ваганьковском кладбище ходить боялись, поэтому детей крестили дома, приглашая священников. А на могилку батюшки ходить не боялись, так как после войны было не до того.

Рабе Божьей Нине уже за 70 лет, она бодрая и красивая. Очень мне запомнилось, как она вспоминала о своем муже, Алексее, 1927 года рождения (он работал в издательстве «Художественная литература»), который говорил жене - «Нина, спеши делать добро. Даже если злой человек и тебе сделал плохо. А ты ему сделай доброе. Пусть думает, за что. Не помни зла.»
Нина и с мужем ходила на могилку к отцу Валентину.
Муж Нины умер, очень легко ушел из жизни, без мучений , много добра делая людям. Теперь она сама посещает могилку отца Валентина. Всегда подходит к четвертому каменному надгробию в центральном ряду захоронений. Она говорит, что батюшка часто ей помогал, например, когда она поступала в институт, да и по сей день она неразлучна с благодатным пастырем, который помогает всей ее семье.

Записала Елена Бочарова

 






23 января 2010 года я записала воспоминание москвички Тятьяны о том, как с детства её крёстная (сестра матери) приучала девочку покланяться отцу Валентину Амфитеатрову, приводя ее к одной из Братских могил на Ваганьковском кладбище (уч. № 21) Крестная была 1916 года рождения.

Татьяна семилетней девочкой впервые появилась на утраченной могиле протоиерея Валентина  в 1956 году. Хотя вместо креста она видела воинский обелиск, по вере восприняла, что к этому кресту надо приходить к батюшке.

Танина семья жила на Пресне на Мантулинской улице. На Ваганьковском кладбище похоронены её дед, бабушка, крёстная и мама (участок № 7).
Во время своего рассказа Татьяна заплакала - так любит она своих родных, тяжело без добрых, полноценных и достойных людей.
"Память надо хранить" - Сказала Татьяна - "Говорю своим детям, но они уже другие"

На могилке отца Валентина всегда был народ. Возле этой Братской могилки все брали земельку, молились. Конечно, на братской могиле не было написано про протоиерея Валентина, но все знали место. Это важно.

Я спросила - Не гнали ли верующих с могилки святого? Татьяна ответила - Мама сказала - ни на что не обращать внимания, молиться.
Но ведь тогда она быда девочкой . - "Не помню, что бы гнали".

Таня рассказала, что дома до сих пор хранятся мамины узелочки с земелькой отца Валентина. Земельку хранили как святыню.

Записала я это свидетельство и подумала - теперь многим людям, приходящим помолиться к отцу Валентину, малоинтересно, куда приходил народ помолиться батюшке, где была его могилка. Лишь бы батюшка помог.
Но ведь это однобоко и неблагородно.
Надо знать правду, надо помогать святым.

Е Бочарова

 



 


24 апреля 2011 года.

В день Святой Пасхи я увидела возле Братской могилы рядом с большим деревянным крестом пожилую женщину. Она привела к этому месту молодого человека (родственника) и стала ему объяснять,что именно сюда приводила её бабушка помолиться отцу Валентину.

Мы познакомились. Это была раба Божия Наталья из г. Москвы, 1947-го года рождения. Её бабушку звали Параскевой Ефимовной. В 1955-м году (или раньше) Параскева Ефимовна показала внучке, где захоронен протоиерей Валентин Амфитеатров. В то время ей было 62 года.

Бабушка была родом из Рязани. Её, молодую девушку, взяла в прислуги барыня. Так бабушка оказалась в Москве. Бабушка была верующей, ходила в церковь.Откуда бабушка узнала про о. Валентина, Наталья не знала. Помнит, что бабушка рассказывала: "Где был похоронен отец Валентин, было обычным кладбищем. Потом могилы убрали. Хотели извлечь и останки отца Валентина, но гроб стал уходить ниже.
Так и не получилось узнать.

В 1955 году Братские захоронения имели другой вид. А место, куда до сих пор приходят местные старожилы кладбища поклониться отцу Валентину неизменно. Я спросила - Что помнит Наталья, как тогда выглядело это особенное место? Наталья ответила - "Только на этом месте всегда были цветы". Вот как бабушка сказала, так Наталья и запомнила и приходит именно к той самой заветной Братской могилке.
У Натальи на Ваганьковском кладбище семейное захоронение. Там похоронили и бабушку и супруга её (дедушку Натальи).

Елена Бочарова






Свидетельство Смирновой Нины Васильевны (1936 г. р.), г. Москва

На Ваганьковском кладбище на участках № 2 и № 9 находятся наши семейные захоронения. Наша семья - коренные москвичи. Здесь находятся мои бабушки - Анна и Мария, а так же бабушка моей мамы Александра. Есть и многие другие старинные захоронения, ещё дореволюционные.

Мои бабушки Анна и Мария почитали протоиерея Валентина Амфитеатрова, ходили на его службы в Архангельский собор в Московском Кремле.
После смерти отца Валентина бабушки ходили к нему на могилку. После того, как могилку батюшки разрушили, они приходили к одной из братских плит Военного мемориала на Ваганьковском кладбище (участок № 21).На плите из цемента был прочерчен крестик. Конечно, об отце Валентине там ничего не было написано. Но верующие знали, куда приходить. Вид Братских могил неоднократно менялся. Эта цементная плита была на месте, где сейчас список воинов на памятнике начинается с фамилии "Арабидзе Г. И.", ранее с фамилии Левин.
Верующие брали с места захоронения отца Валентина маленькие горсточки земли.

Бабушка мне рассказывала в детстве об отце Валентине. Когда началась Великая Отечественная война, мужчинам из нашей семьи сшили маленькие мешочки с земелькой от отца Валентина. Бабушка их называла - ладонки. Она мне говорила: "Не бери много земельки - щепоточку".
Мой папа Василий, мамины братья Владимир и Михаил пошли с этими "ладонками" на фронт, все вернулись, были с ранениями, но остались живы. А многие с нашего двора погибли, не вернулись с войны.

Меня впервые на могилку к отцу Валентину привела моя будущая свекровь (в 1953 или 1954 году). Она была очень верующая. В те годы у меня сильно болела голова. Вот она и повела меня помолиться, чтобы батюшка исцелил. Я прикладывала земельку с могилки к голове. Слава Богу, голова теперь не болит.

В те годы к отцу Валентину приходило много верующих. Из уст в уста верующие передавали рассказы о добром пастыре-чудотворце. И я многим рассказывала о батюшке.

Записала Елена Бочарова 30 апреля 2011 года.

 






Записано 2 мая 2011 года.

У Галины Михайловны (1939 г. р.) захоронения на Ваганьковском кладбище с 1952-го года. Было более древнее захоронение родственников, но его аннулировали. Помнит, как с 1952 года они с мамой ходили мимо Братских могил (участок № 21) и девочка спрашивала у мамы - «Почему только у одной воинской могилы цветочки?». Мама говорила, что, наверное, нашлись близкие у кого-то из воинов в Москве или в Подмосковье. Цветочки были искусственные, недорогие.
2-го мая Галина Михайловна стояла возле каменной Братской плиты, которая теперь начинается перечнем воинов с фамилии «Арабидзе».

Она пришла помолиться к отцу Валентину. Я спросила - «А когда вы узнали о батюшке?». Она показала на информационный стенд, что теперь все известно. Потом посмотрела на белый крест и цветник рядом с Братскими захоронениями и удивлённо спросила - «Откуда это появилось». Я объяснила.

Конечно, почитатели памяти протоиерея Валентина, которые ходили к батюшке с детства или которые просто помнят то место, которое отличалось от всего Братского мемориала не понимают, откуда возникло новое захоронение протоиерея Валентина вне Братского мемориала.

*  *  *


Скоро, если Господь благословит на сайте будут размещены документы и описания происходившего в последние два с небольшим десятилетия на участке № 21 Ваганьковского кладбища касающиеся захоронения протоиерея Валентина. Документы хранятся в разных инстанциях и на руках у людей, которые заинтересованы сохранить и донести до людей правду.

Елена Бочарова

 






Записано 3 мая 2011 года.

К Братской могиле подошла пожилая женщина, хотела поставить свечку. Я с ней разговорилась. Зовут женщину Светлана Михайловна, 1937-го года рождения. Пришла она помянуть протоиерея Валентина.
В 1946-м году умер её дедушка. Бабушка часто ходила на кладбище и брала с собой внучку. Светлана Михайловна помнит, что в эти годы у входа на кладбище висело объявление: «Товарищи, регистрируйте свои могилы». После 1946-го года и бабушка регистрировала.

Светлана Михайловна рассказала, что на месте, где сейчас Братский мемориал воинов, в один из дней, когда они с бабушкой и тётей ходили к дедушке на могилку, служилась панихида священником. Священник был в облачении. Тётя с ним разговаривала. Панихида служилась протоиерею Валентину. Рядом со священником были люди.

Памятников воинам не было, они появились позже. Светлана Михайловна не помнит, как оформлены были могилы, которые потом превратились в воинский мемориал. Помнит только, что среди них священник служил панихиду.

Впоследствии Светлана Михайловна приходила к отцу Валентину к одной из Братских могил мемориала, к которой приходили верующие помолиться батюшке.

Посетив могилки родни на кладбище, 3 мая она зашла, как обычно и к отцу Валентину.  Пришла именно к Братской могилке, где мы с ней познакомились.

Елена Бочарова

 







Записано 1 мая 2011 года.

Свидетельство р. Б. Антонины 1932 года рождения, Москва.

Мой отец умер в 1960-м году, похоронили его на Ваганьковском кладбище (участок 58). С этого времени я знаю о протоиерее Валентине Амфитеатрове. У отца была знакомая старушка, Анна Ивановна, с которой мы 14 сентября (через полгода после смерти мужа) пошли к моему отцу на могилку. Проходили Братские захоронения воинов на участке № 21. Она предложила посмотреть могилу протоиерея Валентина, рассказала о том, что батюшка святой и помогает людям. Я услышала от неё, что власти разрушили могилку, что отца Валентина перезахоронили, но люди не поверили. Они выбрали одну из Братских могил, соответствующию месту, где был погребен пастырь и ходили к ней, как к могиле отца Валентина. Там был холмик с землёй, которую верующие разбирали, унося с собой горсточки земли, которая считалась целительной по молитвам батюшки. Потом холм опять насыпали.

В то время, когда мы стояли с Анной Ивановной возле чудотворной Братской могилки, к нам подошёл мужчина лет сорока, он был одет в мирскую одежду с чемоданчиком в руках. 14 сентября — день рожденья протоиерея Валентина. Мы спросили мужчину - «Вы пришли батюшку поздравить?» Он с удивлением переспросил - «А что, у него сегодня день рожденья? Я не знал». В те годы прямо заявлять о своей вере было небезопасно. Мужчина открыл свой чемоданчик, достал кадило, епитрахиль и отслужил панихиду в память об отце Валентине. Он оказался священником. Я попросила помянуть и моего отца Иоанна. Конечно, я была рада такой встрече и возможности помянуть отца.

Анна Ивановна принесла мне книжку об отце Валентине. С тех пор я знаю и почитаю этого доброго пастыря Христова.

Елена Бочарова




 

 


Записано 1 мая 2011 года.

Рассказала р. Б. Екатерина (1971 г. р., Москва)

Когда мне было 6-7 лет моя бабушка перед Пасхой, в великую субботу, взяла меня в церковь на службу. Помню, устала я от долгой службы, святили куличи, потом бабушка говорит - «пойдём, сходим, там хорошее место». Помню, как в тумане: «Отец Валентин...»
Бабушка молилась среди Братских воинских могил, на середине аллеи, среди памятников со звёздочками, вставала на колени.

На Ваганьковском кладбище у нас похоронено много родных — дед, прадед, прабабушка и т. д. И на армянском участке кладбища есть захоронения.

Бабушка жила вблизи кладбища на улице Литвина-Седого. Лет до девяти родители меня отправляли к Нине в гости на весенние каникулы. Это была мама моей мамы. Бабушка водила меня в храм на могилки родных и к отцу Валентину.

Моя мама тоже приходила молиться к отцу Валентину. Она вспоминала, что после обращения к батюшке на душе было тепло. Она говорила, что отец Валентин помогает людям. Мама молилась за меня, когда я была в положении, когда брат поступал в институт — батюшка помогал, все было благополучно.

Но я не ходила к отцу Валентину... Вспомнила, когда случилась беда и заболел ребенок. К тому же сотрудница рассказала об отце Валентине. Пришла я к батюшке после многих лет 1 мая 2011 года.

Записала Елена Бочарова